Суббота, 19.07.2025, 05:14 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Политика

ПРЕДЧУВСТВИЕ «КОСМОСА». Ч.2
5. СРАВНЕНИЕ МОЛОДЫХ И СТАРЫХ
В ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКЕ

   Если сравнивать молодых и старых (людей в данном случае) – то нужно отметить следующее. У молодых более высокая мощность организма и более высокий внутренний КПД (коэффициент полезного действия) организма, меньше внутренних потерь (мощнее работает сердце и меньше «сопротивление» в сосудах, поэтому сильнее работает мышечная система и мозг). Но при этом меньше, чем у «стариков» (пожилых людей) уровень внутренней интеллектуальной самоорганизации, определяющей коэффициент полезного (в данном случае по степени направленности, концентрации) действия сил по внешнему их применению, по выбору целей действия, по степени согласования с внешней средой, (аналог КНД /коэффициента направленности действия/ антенны, см. его смысл далее по тексту). Общий же конечный результат (полезного) действия человека определяется произведением его мощности на (внутренний) КПД и на (внешний) КНД. Произведение первых двух членов – мощности организма на его КПД (итоговой выходной мощности) – выше у молодых, это количественный параметр человека, определяющий физические возможности; а КНД – качественный параметр, характеризующий способность к концентрации сил (в пространстве и времени, в полезном направлении). 

    Хотя превосходство молодого – по мощности организма, с учетом его КПД (по силе и выносливости, общей работоспособности, отражающий уровень /внутренней/ физиологической культуры организма) – может быть много больше, чем у пожилого и тем более старого, но и КНД человека, (отражающий уровень его внешней культуры, общественной, «природно-жизненной» полезности), который у пожилого больше - может быть величиной многократно большей единицы, в десятки раз. Поэтому общий результат по «природной» эффективности (общественно-полезной деятельности) - может быть больше и у тех, и у других, в зависимости от величины (и вклада) входящих членов произведения.

Примечание.

   В радиотехнике есть тому отличный физический аналог, удобный для сравнения и понимания - это антенна. Ее внутренние «омические» потери (в проводниках «зеркала» антенны и устройствах соединения до приемника или передатчика) определяют ее КПД, что снижает соответственно ее «коэффициент усиления» Ку (это первый фактор физических потерь – по сравнению с идеальной антенной). [Заметим, что «коэффициент усиления» - главный конечный интегральный параметр антенны, определяющей ее «качество», аналогично понятиям «уровень культуры», или т. н. «добротность» любой системы, от технической до биологической. См. мои статьи «О культуре плодовых деревьев в физической трактовке», «Культура и жизнь», которые скоро будут помещены на сайте].
   А степень согласования антенны с внешней средой определяется параметром «коэффициент направленности действия» (КНД), который физически количественно отражает степень концентрации в пространстве излучения/приема э/м энергии по сравнению с изотропным излучением (равномерным во все стороны при передаче или со всех сторон при приеме, в форме сферы, шара). Высокий КНД означает узкий луч (малую относительную ширину основного лепестка диаграммы направленности) антенны, окруженный значительно меньшими по амплитуде боковыми лучами, несущими в сумме значительно меньшую энергию, чем основной луч. Численно КНД определяется величиной, обратной относительной угловой ширине основного луча ДН (диаграммы направленности) в «окне неопределенности» (всем угловом секторе возможных направлений). 
Коэффициент усиления (Ку) антенны равен произведению ее КПД на ее КНД:
Ку=Кпд х Кнд (1)
    Первый член произведения, КПД, определяет степень согласования антенны по внутреннему пространству, т. е. внутреннего совершенства (электроны должны встречать как можно меньше атомов в веществе проводника, что определяет его сопротивление); а второй член – КНД – степень способности антенны в концентрации луча энергии в нужном (определенном, «полезном») направлении на цель. 
Конец примечания

   Подведем итог. Молодые – энергичнее, но их энергия не направлена, она бурлит как в котле, компенсируя себя и уходя в тепло, не находя концентрированного выхода, (когда только и совершается полезная «работа», в физическом определении, по перемещению - как у паровоза, например), особенно в полезное для общества русло. [Подобно тому, как почти не используется энергия у бескультурных новых «русских», в которых ее много, но она ненаправленная, «дикая» - которых сатирик Михаил Задорнов часто правильно поддевает в своих выступлениях.]
    Старые же (пожилые) – наоборот, физических сил имеют меньше, но расходуют их более целенаправленно (плюс рационально экономично), и в более полезных («правильных») направлениях, благодаря своему жизненному опыту и знаниям, как профессиональным, так и в обычной жизни. Как говорится: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Поэтому в молодости надо стремиться быстрее приобрести знания, чтобы использовать преимущества и молодости, и старости, потом будет поздно. А для этого нужно больше пользоваться чужим опытом, а не только «изобретать свои велосипеды», набивая собственные шишки. В чем мы и стараемся вам помочь, молодые. 

6. НАДО УЧИТЬСЯ И ПОРА ПРИВЫКАТЬ ДУМАТЬ


   В советские времена, в конце 60-хх, когда я только начинал работать в НИИ, к нам в страну приезжали японцы за передовым опытом соцсоревнования, а наши инженеры-руководители потом ездили к ним. Так вот, они очень удивились, когда, проводя их по коридору между кабинетами сотрудников и заглянув в них, увидели лежащего на раскладушке специалиста. При этом сопровождающий их японец быстро закрыл дверь, сказав: «Тихо, тихо, пойдемте дальше, не будем ему мешать, он думает». Тогда нашим руководителям было это невдомек, они считали, что человек, исследователь, не только техник и даже инженер – но и ученый – на работе всегда должен что-то делать, типа проводить эксперименты, делать расчеты, чертежи, писать отчеты и пр., но никак не просто думать - это он должен был делать в промежутках или параллельно. Я же всегда мечтал иметь свободное время, чтобы иметь возможность свободно распоряжаться им, в том числе, просто думать, сидя, «глядя в потолок», или даже лежа – так у меня наибольшая производительность, что мне крайне необходимо, как слабому человеку, но и всем другим, даже самым сильным, тоже бы не помешало. И даже прикорнуть немного, если невмоготу – я себя вполне хорошо контролирую, (как Штирлиц, который знал, когда надо проснуться, засыпая на пять минут). И чтобы не ездить обязательно без необходимости на работу, каждый день, тратить зря силы на дорогу, в толчее, а иметь возможность работать дома – я сам себе всегда доверял, человек долга и дисциплины. Но тогда, в те времена, даже мой прогрессивный молодой начальник рассуждал так: «Зачем человеку свободное время, тому же рабочему – он сопьется». Теперь, прожив жизнь и капиталистическую контрреволюцию, видя распад нашего общества, и потому, в частности, что люди в большинстве беспомощны и не могут сами найти себе работу, без внешней плетки, что они не умеют думать самостоятельно и находить себе творческие цели в жизни – я понимаю, что он был гораздо ближе к истине, чем я, который всех мерил на свой лад.

    Но думать – это значит учиться, развиваться, на это еще не каждый способен самостоятельно, и этому надо не только учить, но и просто заставлять, чтобы приучить, сформировать такую привычку, как жизненную необходимость, на физиологическом уровне (помните великого поэта: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»). И теперь на культурном Западе и Востоке огромные усилия и расходы несут фирмы на обучение своего персонала, в широком смысле, и уже вносят эти расходы в графу «капиталовложения». [Сам читал статью в экономическом журнале, где американские авторы, таким образом, частично обосновывают наличие своих пустых денег, циркулирующих в их фиктивной, практически полностью «экономике» - на 98%, ибо по объективным данным, количество циркулирующих на Западе денег, отражающих активы всяческих липовых фондов, акции, облигации, векселя и пр. капиталистическую белиберду, в которой нормальному человеку лучше не разбираться и не забивать себе голову – в 60 раз превышает материальную их составляющую (!)]. 

   Конечно – это фикция, и нельзя прямо приравнивать интеллектуальный потенциал к реальной ценности. Например, мое образование и многолетний опыт по профессии, в сумме более 40 лет стажа обучения, от школы до конца работы по специальности, что тоже было постоянным самообучением, уже в НИИ, а наши отчеты приравнивались к научным работам – просто пропало зря для страны, после моего увольнения. Чего искренне желаю и американским инженерам «ихней» оборонки, вместе с развалом всей Америки (распадом США и всей ее экономики по типу СССР). Но сама глубинная идея такого понимания ценности знаний и умения мыслить для Жизни (в частности, развития страны) – уже чрезвычайно важна. Это примерно тоже, как и понимание самоценности человека и его развития, принятое коммунистической доктриной и нашедшее отражение в давно забытом «кодексе строителя коммунизма» и в «Программе построения коммунизма» в нашей стране, принятой на ХХ съезде партии. Где, между прочим, говорится о правильности такого подхода, когда каждый человек должен 50% времени рабочего в день (4 часа) работать на общественные потребности (на общество), а вторые 50% (4 часа) - на свое развитие. Подобно тому, как хороший феодал-помещик заставлял работать на себя 50% времени, и столько же оставлял крестьянину работать на семью (там было, конечно, не до саморазвития, а время давалось для выживания).

7. О НЕВАЖНОМ НАСТРОЕНИИ И МЫСЛЯХ «ЧТО ДЕЛАТЬ»?

   Ну, казалось бы, что еще человеку нужно для счастья? Покой, свобода, материальная обеспеченность (на нашем скромном уровне – дающем независимость от необходимости поисков работы на начальника, хозяина – теперь,) возможность сытно есть, иногда отмечать праздники, и даже покупать себе «игрушки» - развлечения, для взрослых людей – электронику, авто и мототехнику, необходимые вещи и приборы для удобного быта, небольшого строительства и ремонта и тому подобное. Жизнь на русской любимой природе, в уединении, обеспечивающем минимум контактов с грубым, несовершенным и несправедливым «демократическим» пришедшим миром; с чистой экологией – вода родниковая, воздух сосновый, лес достаточно дикий и еще плодовитый рядом, который мы так любим и где так хорошо уединяться от людей, побыть наедине с почти дикой природой, погрустить о прошлом и набраться сил для будущего. Прекрасное озеро «Белое» в наших краях – отдушина водного отдыха в летний период, так умиротворяющая и притягивающая (в этом году ездили с жадностью туда постоянно – чуть ли не ежедневно, в хорошую погоду – брат – 21 раз, я – 18 раз, абсолютный рекорд), в последний раз рекордно поздно – аж 1 сентября, причем стояло жаркое долгое лето. И мы даже хорошо покупались напоследок, а я переплыл его на новом подаренном зятем надувном матрасе озеро по всей длине – и нас накрывала дождевая туча, от которой мы уехали, уже гремело, а потом наступили прохладные дни; так кончилось лето – мы дожали его полностью, до дна. Плюс есть свой большой, коллекционный сад, целый микромир, где можно жить, не выходя за его пределы, целое лето, как на звездолете в межпланетных длительных путешествиях – пусть он сейчас и на пересадке, но поесть плодов и ягод всегда хватает, а главное - интереса для ума и дела для рук, чтобы не «заплесневеть».

(Отступление. Была такая замечательная книжка в нашем детстве «В стране дремучих трав». Герои – дети – съели таблетки и превратились в очень маленьких, как насекомые. И для них трава стала дикими джунглями. Они долго путешествовали на небольшом пятачке, в траве, неподалеку от стола в саду, и испытали кучу приключений, боролись с насекомыми, и в конце добрались до стола, где лежали таблетки, восстанавливающие рост. Все кончилось хорошо. А мораль проста – что все в жизни относительно, и интерес к ней – тоже. И можно на малой территории найти простор для развития, пищу для ума и дела. Даже в одиночной камере талантливый человек найдет способ для интересной жизни. А уж в нашей «усадьбе», доме с окружающим садом, где есть телевизор, радио, Интернет, телефонная связь, книги и прочее, необходимое для развития и связей с внешним миром, плюс работа в саду - можно автономно прожить год, не покидая ее пределов, без проблем.
Что я почти и делаю в последнее время, после того, как мерзавец охотник полтора года назад, на день Победы, пристрелил нашего замечательного пса, с которым я выгуливал периодически вокруг деревни, иногда встречаясь с людьми. Теперь все «связи с общественностью» осуществляет в основном брат – ходит в местный магазинчик раз-другой в неделю, ездит в райцентр на машине, по необходимости, встречает мою жену на станции и прочее. Я же без нужды с людьми не общаюсь, многое мне опротивело в этой деревне, после гибели моего пса особенно. Даже купаться на местный пруд ходить перестал, чтобы не видеть ни кого, «убивца» в частности – а когда-то ходили по два раза в день, и пса я купаться приучил, фильмы о нем снимал, как он на поводке меня по пруду «тянет», за палочкой ныряет и прочее. Я написал ему «оду», пока вчерне, где обо всем расскажу подробнее, когда успокоюсь.)

***

   И дети вроде выросли, устроились в жизни, и даже у меня внучка хорошенькая появилась, Ника, (странно ощущать себя дедом, никогда не привыкну) – правда, больно капризная, «характерная» и болезненная – но зато умненькая и симпатичная, (как бы это плохую роль не сыграло с ней, не испортило, как обычно бывает с красивыми).

   Однако – жизнь кончается, и нет уже горизонтов светлых, и «нечем жить» становится (по известному меткому выражению Максима Горького «Нечем жить». Человеку всегда нужна цель, ближняя (тактическая) и дальняя – большая, стратегическая. «Человек должен мечтать» - говорил В. И. Ленин. Дальняя, большая цель у меня – мировой коммунизм. Но она слишком абстрактна и далека, чтобы греть душу (приближается потихоньку, знаю, доказал себе, что придет и победит обязательно – уже хорошо). Но не зависит (кроме одной миллиардной дольки, может быть) его приход от меня, и нельзя (заметно) его приблизить силами одного человека. Даже выдающиеся революционеры, делающие перевороты в своих странах (В. И. Ленин, Фидель Кастро, Мао Цзе Дун, Петр Первый и пр.) – лишь создавали искусственный преждевременный рывок, после которого наступали обратные явления, иногда после застоя. Так было после Петровского периода в России – серия крестьянских бунтов – от Стеньки Разина до Емельяна Пугачева, буржуазная реставрация в Китае по типу Дэн Сяо Пина, буржуазная «перестройка» (контрреволюция, переворот) в СССР, с его развалом. 
   Я не отрицаю полезности и выдающего положительного значения для человечества в целом этих прогрессивных революций и общественных процессов, а только хочу усомниться, насколько они были полезны для самих этих народов из соображений максимальной скорости прогресса в целом и среднем. Потому что, исходя из теории механики (правда, примитивной ее простой модели, прямолинейного и равномерного движения, а не более сложной – динамической колебательной модели, которой следует Жизнь и живая Природа) – следует, что наиболее эффективным - малозатратным, экономичным – является равномерное «эволюционное» движение, в данном случае вверх. (Не зря китайская пословица гласит: «Поспешай не торопясь», хотя и они нажглись на Культурной революции, когда захотели опередить время и все сделать быстро и сразу - 40 млн. только погибших – столько жертв стало ее ценой, «глупости» китайского вождя). 
   Прим. Хотя, в целом, я понял, что развитие Природы (Жизни) происходит волнообразным путем, а значит – не равномерно, но импульсами или колебаниями с нарастающей (спадающей) средней составляющей, т. е. спиралеобразно (как гласит «закон спиралеобразного развития» в философии). И сопряжено с кризисами («закон неравномерности капиталистического развития», в частности, классиков марксизма-ленинизма). Поэтому революции, также, в обществах неравенства неизбежны, и лишь социализм и коммунизм дадут поступательное равномерное (относительно) развитие, благодаря отрицательной обратной связи, как говорят у нас в радиотехнике (тогда усилитель не «возбуждается» и не «релаксирует», как известно). 
[Для пояснения, что такое «отрицательная обратная связь», приведу пример из жизни. Если идет группа в походе – по горам для определенности, где трудно – с разными по силе участниками, то слабых опытный инструктор ставит впереди. Тогда вся группа гарантированно дойдет до цели, в полном составе - при этом наиболее сильным еще и дадут «для компенсации» наиболее тяжелые рюкзаки. Это называется «отрицательная обратная связь». Если же дать сильным и слабым идти самостоятельно, то первые уйдут, а вторые могут так сильно отстать, что не выйдут из зоны риска и погибнут. Так было в горах Кавказа в 70-е годы, где группу, плохо одетую, занесло снегом в горах. Сильные – несколько человек, объединились и вышли, часть группы спасли спасатели через пару дней, но некоторые, особо слабые, погибли. Это пример положительной обратной связи - где сильный усиливает сильного, но при этом периодически часть общего «тела» - живой системы - погибает. Так, постепенно, круг живых сужается, пока последние не уничтожат друг друга, потому что поодиночке ни один, даже самый сильный – не сможет выжить, и не сможет равняться по жизнеспособности во всей сложной многочисленной (многоэлементной) системой. Сегодня поможешь ты – в одном, завтра тебе – в другом. Система всегда будет выше элемента по устойчивости и надежности – таков закон и результат качественного развития, переход от простого к сложному - при равных используемых ресурсах. Это и есть «культурное» приращение. Что такое «культура», с физической, научной точки зрения - я пока пишу работу, только приступил, тема эта очень важная и интересная, посмотрим, что получится.]
   Но люди, (обычные), почти не думаю о дальних целях, (как и последствиях), они живут в только в реальном мире и озабочены только тем, на что влияют или что на них непосредственно влияет. («Есть только здесь и сейчас, и ты», как поет Макаревич, «рожденный побеждать», в одной из своих песенок.). Эта же мысль, в несколько другой форме, отражена в песне к кинофильму «Земля Санникова», в исполнении Олега Ануфриева: «Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он – называется жизнь». Не спроста именно эта песня стала победительницей в конкурсе лучших советских песен, проводимого на ТВ в прошлом году). Как метко подметил в романе «Война и мир» Лев Толстой, когда французы в 1813 году бежали из Москвы, плохо одетые и голодные, гонимые русской армией и партизанами, замерзая в снегах, они не думали о том, как придут в Париж, а мечтали только о вечернем отдыхе и костре, чтобы погреться» - т. е. о ближней, тактической цели.  
   Я тоже не совсем сумасшедший, чтобы много думать о далеком абстрактном будущем, и меня тоже больше интересует мое настоящее (жизнь, «миг между прошлым и будущим») и ближние цели.

8. КАКАЯ ЖЕ БЛИЖНЯЯ, РЕАЛЬНАЯ, ТАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ СВЕТИТ МНЕ СЕЙЧАС?

   Я все думаю об этом и не могу до конца ответить себе на этот вопрос. 
   «Что осталось мне от жизни – только опыт, мне осталась непокорность заблужденью, мне остался вечный поиск – дух сомненья, а еще осталась вера – в миф и в не быль, в то, что наша атмосфера – это небо, что космические искры – это звезды, мне остались мои мысли свет и воздух». (Из речи доктора Фауста с Мефистофелем, который предлагал продать душу за вечную молодость.). 
   «Это хорошо, если человеку что-то надо» - так говорил мой уважаемый «шеф», как мы в лаборатории НИИТП называли нашего талантливого молодого начлаба, кандидата технических наук. Тогда мы, сотрудники лаборатории, были молодые, по двадцать с небольшим, а он был постарше лет на 10-15, и казался нам очень мудрым, даже житейски. (Меня, «молодого специалиста» дипломника, пришедшего в его лабораторию, он как-то заприметил сразу, приблизил к себе и многому научил, за восемь моих первых лет совместной работы, за что я ему очень благодарен. Потом, когда наши дороги разошлись, не по нашей вине, уже на следующем предприятии, куда мы перешли вместе работать – у него в подчинении оказался мой брат, кому он дал еще больше, чем мне – как технический руководитель и человек.) Это был период бурного строительства «развитого социализма», конец 60-хх - начало 70-хх, он вступил в партию в период хрущевской «оттепели», устраивал соцсоревнование в лаборатории, вел регулярные технические беседы, где обрисовывал перспективы и говорил о планах работы нашей лаборатории («каждый должен знать, для чего работает, общую задачу и положении дел»). И много еще хотелось бы рассказать о нем и том времени – но здесь не место.

   Так вот, сейчас пытаюсь определить себе более ясно и конкретно цели на ближайшее будущее. Хочу понять, а что мне надо, чего хочется и хочется ли. «Работать надо, работать» - вот, наверное, главный ответ, который может быть, так отвечал себе на этот вопрос мой любимый писатель Антон Павлович Чехов, уже сильно больной туберкулезом, оставляя свои бессмертные произведения. Так из последних сил боролась с болезнью и немощью Валентина Толкунова, еще в прошлом году, будучи живая. (Только что прочитал об этом в газете за прошлый год, которую брал на растопку. Там же статья о смерти Владислава Галкина, который в 38 лет умертвил себя вином на квартире, в одиночестве). Мужественно борется со смертельной болезнью – раком – выдающийся певец современности Иосиф Кобзон, (который, между прочим, сказал как-то в интервью, на вопрос, какое главное образование он получил, что это – обучение в ВПШ - Высшей партийной школе).

   В принципе, вопроса «Что делать» здесь для меня нет: планов намечено достаточно до конца жизни. А именно, во-первых, продолжать работы по садоводству, практические – по испытанию новых сортов на зимостойкость в нашем северном московском климате, а также по выработке интенсивных технологий садоводства, эффективных и пригодных для садоводов-любителей, научиться самому и помочь другим научиться выращивать здесь успешно интенсивные карликовые сады, популяризировать и посильно распространять новые и сорта четырех основных видов культур плодовых деревьев этой зоны, которыми занимаюсь: яблони, груши, сливы европейской/домашней и азиатской/китайско/русской/алычовой. 

   Во-вторых, продолжить изучение и освоение современной электроники и, прежде всего, видеотехники – видеокамер, плоских дисплеев на новых принципах действия, компьютеров/ноутбуков и разнотипных минигаджетов. С целью достичь получения «бескомпромиссного» профессионального качества съемки видеосюжетов. Это продолжение моего полупрофессионального главного технического увлечения жизни, как связь с моим инженерным прошлым, как потребность моей определенной частички души и мозга. О развитии видеотехники и моей жизни около этой темы я сейчас параллельно пишу небольшую статью, где сравниваю современные камеры высокой четкости фирм Панасоник и Сони. Сейчас в этой области – телевидения, видеотехники, компьютерной и цифровой техники, происходит основное развитие в материальной сфере, способствующее развитию духовной сферы и Культуры, а значит ЖИЗНИ – всего Человечества, земной цивилизации. Без преувеличения. Через развитие, как отдельного человека, так и межличностных связей (тут заслуга, прежде всего Интернета, помимо остальных электронных СМИ во главе с телевидением).
(P.S. от 6.04.13. Через год в стране ввели ТВЧ - сначала спутниковое, через «ТРИКОЛОР», что мы сделали себе в деревне летом 2012 года. А потом – еще через полгода, к новому, 2013 году – ввели кабельное ТВЧ и цифровое ТВ в Москве, и я сделал всем родственникам за зиму кабельное ТВЧ в квартирах. Как видим, капиталистическая жизнь бурлит много быстрее – в сфере человеческих потребностей, и это, в основном, оправдывает «рынок», должен с сожалением признать. Для меня, как радиоинженера, всю жизнь увлекающегося телевидением, это событие огромной важности – всю жизнь мечтал. Правда – есть и разочарование – слишком большое сжатие приводит к «строблению» картинки и вообще «рваному» изображении, когда быстрое движение. Что очень раздражает зрительно, своей «искусственностью», прямо глаза ломает «неестественностью». Зато мои фильмы телевизор «ФуллХД» показывает много лучше – уже хорошо, сбылась «мечта идиота», в смысле «фанатика» электроники и прогресса. Кроме того, за следующий год создали, вместе с братом, полный комплект домашней видео аппаратуры – от видеокамеры «ФуллХД» до плазменной панели 50 дюймов, с устройствами записи – медиа плеерами на «твердых» и «голубых» дисках).

   В-третьих, писать статьи публицистические и личные дневниковые материалы – прежде всего, для себя, с целью анализа и для лучшего понимания жизни, общества, и самого себя, «нелюбимого». Некоторые – только для «посмертного» помещения на сайте, для отдельных любопытных. Иногда хочется выговориться, и сказать такое, что говорить почти никому нельзя, порассуждать сам с собою, – а что делать, не на бумаге же, что неудобно и теперь архаично? А когда есть такое прекрасное средство для самовыражения, как бесконтрольный личный ноутбук и даже Интернет, по-существу, тоже бесконтрольный – то трудно избежать возможности перейти дозволенную грань приличия – тем более, что она все время расширяется. Каждый ведь хочет, даже непроизвольно и бессознательной – расширения своей сферы духовного влияния – в этом, в конечном итоге, и состоит цель жизни отдельного, каждого ее сознательного элемента (у малоразвитого это – физическая агрессия). «Борьба» – вот цель жизни отдельных её представителей, по К. Марксу. Она есть часть, или элемент, действия, а значит – движения общественной жизни. 
   Когда человек пишет, то думает. А значит – развивается, а значит – участвует в процессе Жизни, которая есть процесс развития материи (правда – не всегда вперед, но на этапе ее расширения это предполагается, а пока до конца Жизни далеко). Пока люди очень мало думают, серьезно – а не на бытовом уровне – так и рыба думает, где глубже. До сих пор в мыслительном процессе участвовало мизерное количество людей, а в процентном отношении – и вообще ничего почти. Напомню, что в начале прошлого века, всего сто лет назад – не было эстонского языка практически, потому что не было эстонской литературы. Все коренное население – «чухонцы» - были слугами у господ из более культурных наций – немцев и русских, батраками и крестьянами. И только на рубеже веков, Х1Х-го и ХХ-го, один культурный доктор, вроде нашего Чехова, (имя его не помню, к стыду, памятник ему стоит в приграничном городке Выру, что первый после въезда из России), стал писать первые литературные произведения, положившие основу созданию и разработки эстонского языка. (Да и в России основателем литературного русского считают едва ли не А. С. Пушкина, жившего тоже всего менее двух веков назад!).

***

   Константин Райкин, в недавнем интервью с В. Познером, хорошо рассказал о разнице культур в городах, где есть театр, и где его нет (на самом деле, не театр тому – культуре - генератор, а скорее ее отражатель, а культура рождается на других предприятиях, учебных и культурных центрах города, но не в этом суть), передразнив, что он хорошо умеет, как обрывочно «буркают» малокультурные люди в разговоре, не способные к развернутой речи и длинным фразам и мыслям. О том же постоянно твердит Михаил Задорнов, много ездящий по стране и хорошо знающий «тему» - «малокультурности» средних россиян.

   Надо бы, наверное, написать специальные статьи на публицистические темы, но как-то пропал публицистический «запал», интерес у меня. Я даже газету свою любимую, единственную, которую выписываю лет 15 уже, «Завтра», перестал читать в последнее время – вот лежит у меня под «мышкой» на столе, где печатаю, чтобы не пачкать от клеенки. Нельзя ускорить политическое развитие общества, всему свое время. Мы свое время отыграли, сделали кое-что – пусть очень мало, но больше было трудно – не наше было время, (как деда и отца, когда один «делал» революции – 1905 и 1017 гг. а другой - победу в ВОВ, участвовал в борьбе со сталинскими «перегибами», в социалистическом строительстве - каждый по своей крупице, но в резонанс со временем). 

Отступление.

   Мы тоже принимали некоторое участие в современных событиях «перестроечного» периода, хотя оказались «не в струе» с «веяниями времени» и настроениями значительной, если не большей – части «прогнившей» городской «интеллигентной элиты; и даже выродившегося и обуржуазившегося от привилегированного положения и «сытости», зажиревшего «рабочего класса». Ходили на митинги и демонстрации «левых» - но мы были в явном меньшинстве, в нашей среде. В моем отделе я был почти один в его последнем составе, кто поддержал ГКЧП – все молодые сотрудники были «демократически» настроены и меня откровенно «травили», хотя они меня в целом весьма уважали и выбирали профоргом, бессменно в течение более 10 лет, я усмирял их «грызню» между собой и начальником. Нового так и не выбрали, после моего увольнения, хотя отдел просуществовал еще пару лет «на издохе».
   Был и такой яркий случай. Мой брат выводит директора, «скинутого» голосованием коллектива, в 1994 году, из кабинета, когда тот прятался в туалете. Это поступок – другие поразбежались, хотя и проголосовали за это, анонимно. Но пришел другой, выбранный, и оказался еще хуже, и начал грести уже под себя – и «сверху» скоро вернули старого. Кстати – он не плохой мужик был, тот директор, просто оказался не в то время, и родственником высокого чина. Потом брату это стоило увольнения с работы (я уволился раньше). 
Мы также ходили на патриотические демонстрации, участвовали в выборах контролерами. Ну и, конечно, всегда сами голосовали на всех выборах «как надо» - за коммунистов. Но «дорогие» москвичи тогда голосовали дружно за лысого … Лужкова, развалившего подмосковные совхозы, активно участвовавшего в подавлении и расстреле Парламента в 1993 году, а в конце обворовавшего московскую казну с помощью своей жены. (А теперь единорос А. Хинштейн еще заступается за него, как «сложную, неоднозначную» фигуру, ярого демократа первой волны - не хотят его сдавать «свои», судить вместе с женой – а ведь он виноват в краже миллиардов российских, а не жена, и сам с нею ими владеет.). А также за Ельцина («сердцем») и прочих.
   Когда-нибудь доберутся и до его родственников и ставленников, и многих других из нынешней «элиты». Но всему свое время. А мне надоело бороться с ветряными мельницами. Лучше всего доказывать делами – жить лучше, честным путем, и помогать людям – прежде всего «развиваться», повышать культуру, начиная с востребованных конкретных дел – с того же садоводства, хотя бы, участия – материального, личного - в техническом прогрессе, вкладывая в электронику свои кровные денежки. («Каждая тысяча долларов, вложенная в электронику – это еще один кирпич в строительство мирового коммунизма» - это одно из моих любимых выражений). Я собираю с нашего населения, довольно бедного и отсталого, по «крохам» средства, от покупки наших саженцев, и аккумулирую их на развитие мирового прогресса, через развитие электроники и промышленности передовых стран мира. (Раз «свои» от этой роли отказались и предпочитают паразитировать на природных богатствах – нефти, газе, металлах и прочем, что «с неба упало» и досталось трудами наших предков и волей случая. Что мы оказались северной слабозаселенной страной, с огромными неосвоенными территориями, где только и сохранились до наших дней основные мировые «природные» ресурсы, то есть пригодные для развития Жизни. Когда 2% населения планеты владеют 40% мировых ресурсов, то зачем работать, если можно просто их продавать – пока еще есть границы между государствами и последняя ракета не заржавела окончательно? Из тех, что когда-то, «недоедая», «недополучая», делали в нашей советской стране, в том числе такие, как я?) 
Конец отступления

   Пусть дураки и подлецы постепенно прозревают, что так жить нельзя, а я «Сяду в кабриолет, и уеду куда-нибудь». Давно уже сел и уехал, в глухую деревню, тем спасся морально и, может быть, физически. Даже если скоро и конец придет – уже пожил относительно неплохо. С любимой русской природой пообщался напоследок, лесом, водоемами - великолепным озером «Белым» и нашими прудами, клюквенными болотами, соснами, березами, рябинами, дубами… Своим садом – яблоневым, грушевым, сливовым, ягодным – крыжовник, смородина черная, красная, малина, ежевика, жимолость, клубника множества сортов… Все перепробовал, лучшее – что в нашей зоне расти может. Кто еще из любителей может похвастаться таким садоводческим опытом, что столько всего перепробовал и узнал? (Я сотнями покупал черенки разных новых и лучших сортов, для прививок, ежегодно, в течение 20 лет). А сколько хороших грибных сезонов мы провели, и в этом году, в частности, три бака грибов по двадцать литров засолили, не считая засушенных и замороженных – целый холодильник и морозильник, отборных молодых белых и польских. А сколько радостей было с собакой – почти семь лет счастья и любви нам подарил незабвенный Ральфик, что сейчас на фото в заставке у меня в ноутбуке, и чьими фото жена заставила всю квартиру и деревенский дом. А великолепный кот Феликс, полупудовый, огромный черный, с белыми лапками и грудью красавец, умнейший и благородный, прожил более 18 лет – целая эпоха в нашей семье, от детства моей дочки – до ее замужества. Как он символически умирал здесь в избе, передав эстафету псу Ральфу, только купленному щенку, свои привычки даже – то отдельная история. А как приносил зайчат к нам в зубах (одного мы спасли и девочки отнесли в лес)! Он кричал голосом кошки – никогда не слышал зайцев!

   Короче – «надо дело делать» (3 раза), как говорит Ширвиндт Державину в юмореске, а А. П. Чехов – «на полном серьезе». Когда, сидя полубольным в кабинете дома в прекрасной цветущей курортной Ницце, где так хотелось «расслабиться», предаться простой «растительной» жизни и ничего не делать – он, преодолевая себя, лень и немощь, заставлял себя думать, писать - работать. А когда начинаешь много и упорно работать, я заметил, то неизбежно, обязательно начинает что-то получаться, с каждым разом все лучше – и начинает даже нравиться этим заниматься, а «писателю» и прочитать свое написанное иногда. Даже я, «горе-писака», вовсе не считающий себя никаким «писателем», и пишущий просто для себя, от скуки, по внутренней потребности и для «саморазвития» - иногда получаю удовольствие от написанного ранее. Даже удивляясь себе, думаешь, что так сказать не мог. «Ай да Пушкин, ай да сукин сын» - говаривал А. С. Пушкин, читая то, что удалось удачно выразить и записать. Поэтому работать надо – это то, для чего создал бог человека, а там – что у кого получится. В конце концов, главное - тот след, который каждый человек оставит в жизни, полезный для следующих поколений. А знание – это основной, первейший по важности носитель передаваемой культуры.

А. Абакумов ноябрь 2011 д. Тельма
Категория: Политика | Добавил: vizo_admin (21.11.2013)
Просмотров: 409